Адаптация ребенка к стоматологическому лечению
Сохранить здоровье ребенка — базовая задача родителей, но как же сложно бывает спокойно отвести малыша к доктору! Уговаривая кроху, мы готовы обещать подарки, тонны мороженого, тысячу раз повторить, что «будет совсем не больно»… Но правильно ли это? О подготовке и стоматологическом лечении без слез рассказывает стоматолог-терапевт, детский стоматолог, специалист по адаптации детей стоматологии «Атмосфера историй», врач с авторской методикой Анна Леонидовна Абзаева.
– Анна Леонидовна, почему Вы выбрали именно такое направление стоматологии — лечить детей?
– Семь лет я работала только со взрослыми пациентами и уже как три полноценных года — с детьми. Все началось с того, что пациенты просили посмотреть их детей, обращались родственники и друзья с просьбой проверить зубы. Первым ребенком, которому провела лечение, стал сын моей коллеги. Постепенно малышей на приемах становилось все больше, я заинтересовалась направлением детской стоматологии. Стала изучать, углубляться в обучение работы с детьми, в психологию после того, как столкнулась с капризами и непониманием, как действовать в подобных ситуациях. В «Атмосфере историй» на данный момент провожу углубленные адаптационные приемы, работаю со сложными детьми, с детьми, у кого ограничены возможности здоровья. И хочу выразить слова благодарности клинике и руководителям, за поддержку и развитие данного направления.
– Говорят, чтобы работать с детьми, надо их любить. Это так?
– Да, важно любить детей. Но только этого в работе недостаточно, нужен особый подход и методика. Я понимаю, что не боюсь детей и разговариваю, как со взрослыми. Проявляю к ним интерес, знакомлюсь ближе. Узнаю, что ребенок любит, какие мультфильмы смотрит, что сегодня делал. Они задают вопросы мне, мы много беседуем, постепенно становимся друзьями, а другу можно доверять. Слезы во время лечения — нормальная защитная реакция, вовсе не капризы или невоспитанность. Когда относишься к ней спокойно, детей это удивляет. Они ожидают другого. В своей работе основываюсь на научный подход — бихевиоризм, когда внимание сфокусировано на изучение поведения и через коррекцию своего поведения корректируем поведение детей и обязательно закрепляем результат. Так мы приходим к тому, что дети начинают доверять еще больше и на доверительном отношении мы приходим к лечению.
– А если ребенок даже садиться в кресло не хочет, как быть?
– Дети очень любознательны. Если ребенок не хочет садиться в кресло, его нужно заинтересовать. В момент, когда ребенок плачет и убегает, я включаюсь в активную беседу с родителями и прошу их сконцентрировать внимание на наш разговор. Ребенку становится интересно, что мы так заинтересованно обсуждаем без него и начинает приближаться, подключаться к нам. Через беседу мы знакомим пациента с инструментами и оборудованием, вызывая интерес и желание попробовать что- то сделать. Адаптация может длиться один или несколько приемов, все индивидуально и зависит от клинической ситуации. Мы переходим к лечению, когда я понимаю, что ребенок полностью готов.
– К особенным детям подход такой же?
– Каждый ребенок уникален, независимо от анамнеза. Особенные дети требуют больше внимания и концентрации. Я принимаю детей с расстройствами аутистического спектра, с тугоухостью, детей гиперактивных и это далеко не все. Первое, что важно, их нельзя перегружать информацией и активными играми, чрезмерно отвлекать. Нужно показывать картинками предстоящие этапы лечения, действовать терпеливо и уверенно, грамотно выбирать слова, так, чтобы звучало безопасно, просто. Работа с детьми — это регулярное повышение квалификации. Я изучаю поведенческие техники в равной степени с новинками стоматологии, в качестве волонтера посещаю занятия для особенных детей. Наблюдаю за тем, как действуют специалисты, педагоги, тьюторы. И их опыт помогает в работе, дает больше понимания. Много общаюсь с родителями таких детей и нужно отдать должное, то, какую колоссальную работу они проводят, вызывает восторг и восхищение. Именно в руках родителей адаптация детей к жизни. На основе обратной связи родителей, рекомендаций по взаимодействию с ребенком, я многому учусь.
– Почему малыши так боятся стоматологов? Даже те, которые ни разу не были на приеме?
– Дети изначально сторонятся того, что может доставить им дискомфорт. Это относится не только к стоматологии, но и ко всем другим врачам. Дети не понимают, что иногда необходимо потерпеть. Моя задача, как врача, показать ребенку, что будут моменты, где важно проявить терпение и смелость. Что после приложенных усилий мы обязательно увидим результат и будет награда. Нам важна помощь родителей. Командный подход — залог успеха. Делегировать весь адаптационный процесс на нас не получится. Мы взаимодействуем с ребенком небольшой промежуток времени. И от того, как родители будут соблюдать рекомендации, зависит результат.
– Нужно ли дарить подарки за прием, как делают многие врачи и родители?
– После лечения зубов может быть дискомфорт. После приема мы идем крутить колесо с подарками «за храбрость», которое находится в холле. Дарить подарки — это здорово, всем нравится получать их. Только важно проговорить, за что именно ребенок получает игрушку. Не как компенсацию за страдания, а как награду за то, что он выполнил задачу — открывал широко рот, собрался с силами и не плакал, держался стойко, помогал врачу, старался. Мотивация должна быть правильной.
– Похоже, есть все шансы вырастить поколение людей, которое не боится стоматологов…
– В нашей клинике врачи, применяя адаптационный подход, решают глобальный вопрос. Зачастую, после прохождения адаптации ребенок спокойно ходит к другим врачам и сдает анализы. Дети сами просят родителей сходить к стоматологу. Когда проходит 3 месяца, напоминают, что давно не проверяли зубы. Спрашивают, когда пойдут? Отмечают визиты в календаре. Иногда придумывают боль в зубе, чтобы родители скорее записались на прием к врачу.